Увеличить карту

Крепости Украинской оборонительной линии


Изюм может также послужить отправной точкой путешествия вдоль интереснейшего памятника военно-инженерного искусства первой половины XVIII в. — Украинской укрепленной линии.

В 1730 г. российское правитель-ство утвердило разработанный генералом Вейсбахом проект создания единой линии для защиты южных границ империи от опустошительных набегов крымских татар. В соответствии с ним укрепленная линия возводилась на территории современных Харьковской и Днепропетровской областей — от Днепра до Северского Донца по берегам рек Орель, Берестовая, Берека. Руководство работами возлагалось на киевского генерал-губернатора, члена Военной коллегии А. И. Тара-канова и генерал-майора фортификации Г. М. де Бриньи (Дебринея).

Основная часть Украинской укрепленной линии была построена в 1731–1733 гг., хотя работы по ее усовершенствованию проводились и далее, вплоть до 1742 г. Ежегодно российское правительство направляло на сооружение укреплений 20 тысяч левобережных, 2 тысячи слободских казаков и 10 тысяч крестьян. Каждые 100 дворов должны были снарядить 10 человек и фуру: воз, тягловую силу, орудия труда и продукты питания. Неизвестный автор «Истории русов», описывая это невиданное прежде в наших краях строительство, отмечал: «… такая работа в иных странах была почти чудом произведения человече-ского…, но тут только что считается она Украинскою линией».

Длина линии составляла более 285 км. На этом пространстве насыпался сплошной вал, усиленный рвом, возводились реданы, редуты, блокгаузы, а через каждые 15–20 верст — земляные крепости. Сооружались крепости по одному плану: укрепление имело форму четырехугольника, каждая из сторон которого равнялась 110–130 м; по углам четырехугольника строились бастионы; внутри крепости размещались пороховой погреб, цейхгауз (военный склад оружия, снаряжения), казармы, колодец.

Охраняли линию 20 полков ланд-милиции численностью 22 тысячи человек, на вооружении которых было 180 пушек, 30 мортир и гаубиц.

Свое стратегическое значение Украинская укрепленная линия утратила довольно быстро, когда в результате русско-турецкой войны 1768–1774 гг. границы Российской империи отодвинулись далеко на юг. Однако, кроме оборонной, линия выполняла и другую функцию — способствовала заселению края. Едва ли не каждая крепость положила начало новому поселению, о чем свидетельствуют названия многих сел на юге Харьковщины.

На территории современной Харьковской области были расположены 12 из 16 крепостей. Первой на восточном фланге линии была Донецкая крепость, в 1638 г. переименованная в крепость Св. Петра. Ее остатки — валы, ров, след от колодца в центре крепостного двора, можно осмотреть, побывав на южной окраине с. Петровское Балаклейского района. Выехав из Изюма по трассе Харьков — Ростов-на-Дону, нужно свернуть к с. Великая Камышеваха, далее из с. Грушеваха двигаться в северо-западном направлении.

Все крепости Украинской линии соединялись между собой земляным валом. Высотой 1–1,5 метра, он идет вдоль широкого и глубокого рва (1,5–2 м), хорошо заметного и по сей день. От Петровского вал тянется до с. Секретаровка Барвенковского района, где сохранились следы Тамбовской (первоначально — Бузовой или Бусовой) крепости. Далее — Слободская (до 1738 г. — Лозовая) крепость на левом берегу р. Береки возле с. Павловка-Вторая Лозовского района и Михайловская (Кисельная) крепость, расположенная в междуречье Береки и ее притока у с. Михайловка Первомайского района.

В Первомайском районе сохранились остатки еще двух крепостей — Алексеевской (Берецкой) у с. Алексеевка и Ефремовской (Троицкой) у с. Ефремовка.

Путь к следующей крепости лежит через села Мелиховка и Парасковия Нововодолажского района. Остатки крепости Св. Парасковии находятся в двух километрах от одноименного села.

Чтобы осмотреть Орловскую (девятую) крепость — самую мощную из сохранившихся на Харьковщине, следует выехать из Парасковии по направлению к Медведевке и далее — к Дьячковке. Крепость площадью более одного гектара была возведена на возвы-шенности у р. Берестовой. Еще и сейчас хорошо видны когда-то высокие и крутые стены, бастионы, равелин, ров.

Следующей (по р. Берестовой) бы-ла Ивановская крепость, названная в честь Ивана Грозного. Остатки ее — 5–6-метровый вал, контуры бастионов, равелин, расположены у с. Берестовенька Красноградского района, в 3–4 км от трассы, ведущей от г. Краснограда к с. Октябрьскому.

Недалеко от автобусной станции г. Краснограда, возле трассы Москва — Симферополь, стоит небольшой обелиск с надписью: «Белевская крепость, сооруженная в 1731 году для защиты от крымских татар-завоевателей». Памятник стоит на месте десятой крепо-сти, в 1738 г. переименованной по названию пехотного полка, прибывшего сюда из города Белева. Долгое время в крепости располагалось центральное управление Украинской линией, а в 1776–1777 гг. — резиденция губернатора Азовской губернии.

Постепенно крепость утратила свое значение и была ликвидирована. На ее месте вырос г. Константиноград, названный в честь внука Екатерины II Константина (с 1922 г. — Красноград). Сами крепостные сооружения сильно повреждены, до нашего времени неплохо сохранился только юго-восточный бастион.

На возвышенности возле 105-го километра участка железной дороги Днепропетровск — Красноград, в междуречье рек Берестовая, Орель и Орчик (недалеко от с. Скалоновка Зачепиловского района), когда-то располагалась Козловская (Крутоярская) крепость. В 1769–1775 гг. она использовалась запорожскими казаками как один из почтовых пунктов.

Самая западная крепость Харьковщины — Федоровская (Новая) — не сохранилась. Она находилась в районе с. Залинейное Зачепиловского района.


 

Array