Увеличить карту

Спасов скит


Еще одну святыню можно увидеть, следуя по железнодорожной линии от Мерефы до Лозовой. Несколько десятилетий остановочная железнодорожная платформа между станциями Борки и Шурино носила название Первомайской. Недавно ей вернули изначальное название «Спасов скит» — в память о самой известной в истории российских железных дорог катастрофе.

17 октября 1888 г. по пути из Севастополя в Москву вблизи местечка Борки произошло крушение императорского поезда. Причиной случившегося было то, что два более мощных, по сравнению с пассажирскими, товарных паровоза тянули состав из 17 вагонов с недопустимо высокой скоростью. Вследствие возникшей качки на одном из поворотов поезд, в котором ехал российский император Александр III с семьей, сошел с рельсов.

В литературе широко распространилась легенда, что Александр III, благодаря своей огромной физиче-ской силе, удержал падающую крышу вагона и спас жену и детей. В действи-тельности царская семья, находившаяся в столовом вагоне, не пострадала только в силу того, что его стены сдвинулись и предотвратили падение крыши. В то же время в результате катастрофы 21 человек погиб, 35 было ранено.

Чудесное спасение Александра III с семьей положило начало строительству множества храмов, посвященных этому событию. На месте крушения поезда в 1891–1894 гг. были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. Проект этих сооружений, являющихся единым целым, разработал академик архитектуры Р. Марфельд.

Храм, рассчитанный на 700 человек, располагался в 60 м от железнодорожной насыпи. Построенный в русско-византийском стиле XVII в., он представлял собой величественное сооружение, с трех сторон окруженное крытой галереей. Алтарем храм был обращен на восток, то есть к полотну железной дороги.

Часовню воздвигли на том месте, где находился вагон-столовая. Она состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой и крестом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом. Фасады зданий украша-ли мозаичные изразцы, изготовленные в мастерской при Императорской Академии художеств А. Фроловым.

Сооружением Спасова скита ведала Святогорская обитель, позднее он был передан в ведение Министерства путей сообщения. На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека.

Спасов скит притягивал к себе многих верующих, несколько раз приезжал сюда и император. В годы Великой Отечественной войны святыни в Борках разделили судьбу многих памятников архитектуры: храм Христа Спасителя был полностью разрушен, а часовня потеряла купол, и затем много лет использовалась как склад.

В 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни. Затем в этот процесс включилась Южная железная дорога, и летом 2003 г. ее реконструкция была завершена. Теперь в воскресенье и праздничные дни все электрички, следующие из Харькова в сторону Лозовой, делают короткую остановку у платформы Спасов скит, чтобы верующие могли поклониться святыне.